Инженерное проектирование корпоративных офисных интерьеров состоит из множества разделов. Ниже приведены основные, без которых не возможно реализовать ни один функциональный и комфортный офис.
- Вода, воздух, огонь и электричество – они же разделы ОВиК (Отопление, вентиляция и кондиционирование)
- ЭОМ (Система внутреннего электроосвещения и силового оборудования)
- СКС (структурированные кабельные сети)
- Пожарные проекты в зависимости от типа и технических условий здания – АПТ (Автоматическое пожаротушение)
- СОУЭ (Система оповещения и управления эвакуацией)
- ДУ (дымоудаление)
- В зависимости от бюджета заказчика и уровня проекта добавляются СКУД (Система контроля и управления доступом), СОТ (Системы охранного телевидения), ВК (водоснабжение и канализация)
Проектирование данных разделов регламентируется наборами нормативных документов, а именно СНиПами, СП и ГОСТ*. Для каждого из проектов существует свой набор, ссылки на номера таких нормативов указываются в составе альбомов каждого из разделов, к проекту прикладываются подробные ведомости материалов и оборудования, со ссылкой на данные выписки из реестра СРО (реестр саморегулируемой организации) проектировщика, так как проектирование инженерных сетей является лицензированной деятельностью.
Особо отметим, что главным принципов проектирования инженерных систем является именно расчет нагрузок нагрузок на ту или иную систему, следствием которого являются схемы и чертежи. Нередко заказчики недооценивают сложность и высокую ответственность инженеров, выполняющих данную работу, так как именно расчеты каждого из разделов, выполненные в соответствии с нормами и ТУ здания (технические условия – объемы мощностей, выделяемые на офисный блок) позволяют сотрудникам не только комфортно работать в красивом интерьере, но и дышать, потреблять электроэнергию, коммуницировать с внешним миром и другими организациями. Сбой таких систем может отразиться на работоспособности бизнеса, ведь приостановка операционной деятельности компании может исчисляться в десятках миллионах рублей.
Разберемся, какие разделы за что отвечают, кратко перечислим главные принципы расчетов и проектирования.
Отопление, вентиляция и кондиционирование (ОВиК)
Расчет инженерных проектов разделов ОВиК включает в себя отопление, вентиляцию и кондиционирование.
Раздел вентиляции отвечает за подачу и распределение свежего воздуха в офисном помещении. В расчет проекта входит расчет воздухообменов, подбор вентиляционного оборудования с учетом выделяемых мощностей по электричеству, подбор элементов воздухообменов и воздухораспределителей. В зависимости от типа и класса здания это могут быть как совсем базовые системы, так и офисные здания класса А, B, где объемы притока воздуха строго регламентированы застройщиком и распределяются на арендаторов исходя из арендуемой площади. Например, на площадь в 1000 квадратных метров вы хотите разместить 150 сотрудников, плотность в 6,6 м2 с учетом коридорного коэффициента и общих зон на человека вас абсолютно не смущает (в 2005-2008 гг. офисный рынок стремился к показателю в 10 м2, тогда как в 2009-2014 гг. этот показатель существенно снизился до отметки в 5,5 – 7 м2). Однако застройщиком на этапе проектирования инженерных систем бизнес центра определен норматив в 10 м2/человека, соответственно, выделяемые мощности на офисный блок согласно ТУ будут лишь на 100 человек. Как раз в расчетной части альбома данного раздела инженерами проводится аэродинамический, акустический расчет системы воздуховодов и воздухораспределителей. В составе альбома такие расчеты находят отражение в планах, аксонометрических схемах, а также детальной ведомости оборудования и материалов. На стадии проектирования раздела вентиляции важно выдержать баланс между архитектурным и инженерным решением. Главный архитектор и главные инженеры CEOFFICE ведут плотную работу и договариваются о схемах прокладки основных линий трасс без вреда архитектурным решениям проекта.
Раздел кондиционирование отвечает за охлаждение воздуха, что особенно актуально в летний период. Так как только в зданиях класса С все еще позволяют устанавливать модули кондиционирования на фасады или окна, расположение сплит-систем кондиционеров в современных офисных зданиях осуществляется исключительно внутри помещений, мощность и тип такого оборудования подбирается в соответствии с ТУ от застройщика на выделенную арендуемую площадь офисного блока и рассчитывается исходя из количества персонала компании.
Проект данного раздела включает в себя расчет теплопритоков, подбор оборудования систем кондиционирования, трубопроводов, арматуры, а также неотъемлемой частью является гидравлический расчет, данные по балансировке сети. Именно правильный расчет инженерами воздухораспределения будущего офиса позволит избежать наличия зон с повышенной скоростью обмена холодного воздуха. Говоря проще, одним сотрудникам в зонах рабочего пространства может дуть холодный воздух, а другим его не хватать. Постоянные жалобы о том, что в офисе душно одного отдела и отсутствие на работе в связи с простудой и гриппом других – типичное последствие ошибок проектирования.
Раздел отопление включает расчеты теплопотерь, подбор соответствующего оборудования, гидравлический расчет и балансировку сети.
Отопление в проектах также в зависимости от типа и класса здания может быть совершенно разным.
В зданиях с панорамным остеклением используют встроенные в фальшпол конвекторы. В большинстве зданий класса B такие системы не предусмотрены, отопление зимой осуществляется через напольные радиаторы принцип которых весьма схож с подачей горячей воды в жилых домах. Летом же отопление отключается и также же как и в жилых домах при резком падении температуры на период майских праздников и конца августа – сентября в офисах может быть довольно прохладно.
В проектах с более высоким бюджетом в таких случаях нередко прибегают к установке четырехтрубной системы кондиционирования, которая позволяет нагревать воздух даже зимой или устанавливать в помещениях комфортный уровень температуры.
ЭОМ (Система внутреннего электроосвещения и силового оборудования)
Основу данного раздела, как правило, уже на этапе разработке архитектурной концепции будущего интерьера закладывает главный архитектор проекта. Расположение и типы электротехнического оборудования подбираются с учетом общей архитектурной стилистики интерьера. А вот мощности, потребляемые таким оборудованием с учетом выделяемых объемов зданием рассчитывают инженеры проектировщики. Данный раздел весьма чувствителен к первоначальному техническому заданию, утвержденному заказчиком. В попытке увеличить количество персонала в офисе мы увеличиваем нагрузки на потребляемые объемы притока воздуха, что зачастую приводит к необходимости установки внешней вентиляционной машины на крыше здания или даже выводить такие машины в фасадные окна. Такое оборудование имеет высокие характеристики потребления электроэнергии, что приводит к нехватке объемов на все остальные разделы для эффективного функционирования современного офиса.
Важным компонентом раздела ЭОМ также является расчет электрощитового оборудования, схемы которого составляют большую часть альбомов проектов ЭОМ. В зависимости от бюджета проекта разводка трасс ЭОМ и раздела СКС (структурированные кабельные сети) может быть скрытого и открытого монтажа. В зданиях класса А, как правило, в соответствии с регламентом внутренней отделки (такой регламент предоставляет управляющая компания объекта) арендатор обязан устанавливать фальш-пол. Разводка основных кабельных трасс в таком случае осуществляется под ним, что довольно удобно в случае будущих перемещений персонала по офису, ведь напольные лючки можно быстро переместить, плиты фальшпола легко демонтируются и переставляются в соответствии с актуальными задачами бизнеса компании. В зданиях класса B/B+, где отсутствует уровень перепада пола от лифтового холла к офисному блоку – используют стяжку, а при разводке кабельных трасс по полу вынуждены прибегать к штроблению либо установке пластиковых видимых коробов, например фирмы Legrand.
Современные бизнес центры уже не могут себе представить жизни без разделов СКУД (системы контроля доступа). Кроме обеспечения безопасности в здании и ограничения нежелательных гостей к арендаторам, СКУД выполяет функцию контроля работы персонала: время прихода / ухода с работы, на обеденный перерыв можно в виде отчетов мониторить на постоянной основе. Кроме того, система СКУД позволяет ограничить доступ в специализированные помещения такие как серверные, кладовые, архивные зоны с конфиденциальной информацией. В соответствии с внутренней политикой компании, в програмном коде считывателей можно установить и временные рамки работы офиса. Так, например, в ночное время карты могут быть запрограммированы на отключение.
* Документальная база для проектирования:</strong
- СП 118.13330.2012 общественные здания и сооружения
- СНиП 31-05-2003 общественные здания административного назначения
- СП 1.13130.2009 эвакуационные пути и выходы
- СанПиН 2.2.4.548096 гигиенические требования к микроклимату производственных помещений